Анна Китаева (zavlit_sw) wrote,
Анна Китаева
zavlit_sw

Category:

Интервью с Алексеем Ваниным /30.01.12


1. Алексей Сергеевич, вы – один из основоположников театра на Юго-Западе. Вы – непосредственный участник всей истории этого театра. Я не спрошу, какой спектакль был лучшим за эти 35 лет. Я задам вопрос иначе. В каком спектакле для вас лично совпало ваше восприятие искусства и жизни? То есть вот когда захватило так, что не оторвёшься, и не мыслишь, а чуешь, как это здорово. Для меня таким спектаклем была «Трилогия». А для вас кто первый в вашем личном рейтинге юго-западных спектаклей?

Я тут с тобой соглашусь на все сто процентов. Это действительно так. Три кита успеха любого спектакля: драматургия, режиссура и подбор актёров. Попадание в десятку с актёрами. И осенью 88-го года, в «Трилогии» всё это совпало. Первое, конечно драматургия, Сухово-Кобылин – это до сих пор сегодняшний день. Так было в 88-ом, 98-ом, 2008-ом, и так будет в 18-ом. Суд, взятки, коррупция. Мещанство, обывательщина. И, конечно, любовь. Второй кит: режиссура. Белякович был готов на сто процентов. Больше 10 лет человек думал об этом материале. Я знаю, что со студенческих лет Сухово-Кобылин был у него в голове. И именно в ту осень материал созрел окончательно, настала необходимость высказаться. И это случилось. Фонтанировал он так, что мало не покажется. И подбор артистов. Те, ребята и девчата, которые открыли этот театр, и уже прошли «нулевой цикл». К 88-ому году они накопили уже. Позади были и Гоголь, и «Мольер», и «Гамлет». Эти люди уже были готовы играть шестичасовую «Трилогию», эту громадную махину. Витя Авилов, Серёжа Белякович. Ах, какой это был Муромский! Володя Коппалов, Славка Гришечкин. А девчата какие уникальные: Наташа Сивилькаева, Надя Бадакова, потом Тамара Кудряшова. Я помню эти репетиции, как актёры всё это выдавали. Режиссёр только: «А», уже: «Б», «Б», «Б»… Столько накидывали, он только успевал сортировать. Вот так слепилось. Это было гениально.

2. Алексей Сергеевич, насколько я знаю, вы интересуетесь театральной жизнью Москвы, да и вообще театральным процессом как таковым. Можете назвать какой-нибудь спектакль какого-нибудь чужого театра, который вас заинтересовал в последнее время? Что-нибудь вызвало художественный восторг?

Да, есть такой приятный грех, трачу время, интересуюсь, люблю это дело. Почему? Иногда мне хочется посмотреть, а захочется ли мне туда? Сидя в зале? Или мне захочется смотреть на люстры. Очень много бывает, к сожалению, разочарований. Бывают и радости. Что в последнее время? Я не буду оригинален. Вахтанговский «Дядя Ваня». Это да. Так интересно актёров преподнести! Показать всю эту мешанину, обывательщину, желе человеческое. Это конечно победа. И опять же не буду оригинален, это ещё «Враги: история любви» в «Современнике». Об этом много говорят. С удовольствием присоединяюсь. Я совершенно с трудом туда попал, я совершенно с трудом туда сел, и совершенно просто обалдел. От этой тяжелой темы, и от этого маленького чуда под названием: «театр». Ещё «Чайка» театре Табакова в постановке Константина Богомолова. Тут я сам в материале, поэтому мне было вдвойне интересно. Очень интересный актёрский ансамбль. Я бы там со многим поспорил, но есть уникальные моменты, которые мне очень дороги. Много говорят о «Чайке» Сатирикона, которую поставил Бутусов. Но я, к сожалению, ещё не видел. Но обязательно посмотрю.

3. Мне очень нравится ваша трактовка Пилата. Харизматичный, способный на большие дела и поступки человек, под влиянием физический боли стал мелочным, суетливым и раздражительным. В суете и раздражительности он упустил самый главный момент в своей жизни. Возможно, он не мог бы нарушить ход событий, но он мог осознать, что происходит, какого высокого порядка вопросы решаются здесь и сейчас, а он осознал только постфактум. В этом трагедия. Так? Или вы представляете своего Пилата иначе? И ещё важный вопрос, зачем Пилат мстит Иуде? Что ему с того?

Трактовка Пилата. Совсем недавно моя дочь посмотрела на меня в этой роли в театре Станиславского. И она спросила: «Пап, тебе не кажется, что ты недостаточно жесток? Недостаточно жёсток? Ты так быстро встал на его сторону. Кто он для тебя? Бунтовщик». Я стал оправдываться, что Пилат был готов. Смута, люди волнуются не первый день, он был в курсе дела. А главное. Я не могу его играть очень жёстким. Это очень одинокий человек. Безумно любящий жену. Но одинокий. Он в ссылке. Для него это ссылка. Это не его земля. И в Рим он не хочет, потому что знает, что там ещё хуже. Он не политик, он воин. А войну нужен простор. Конь. Шашка наголо. Отбиться. Выручать своих. Он романтик. Он даже поэт. Только не политик. Как ему всё это надоело. Вся эта атмосфера. Все эти флюиды. И, конечно, мстит он не Иуде. Конечно, он мстит Каифе. И одиночество. Он зовёт Афрания, он пытается к нему пробиться сквозь своё одиночество. В одиночестве он копается в себе. И вот тут ты права, он за этим копанием пропустил что-то. Не до конца оценил ситуацию. Хотя чувствовал, что что-то не то. Что-то он делает неправильно. И знал, что ничего не получится, когда шёл к этому Каифе. Пытается Каифе что-то доказывать, а перед ним – столб. Ах, ты хочешь войны? Тогда будет война. А у Каифы этого тоже очень много проблем. С физиологией проблемы, жена с ним мучается. И ненависть, всё застилающая ненависть. Одиночество – тема всечеловеческая. Мы все одиноки. В Пилате это одиночество особенно выражено. Я за последнее время прочёл пять или шесть монографий посвящённых Пилату. Мне глубоко интересна эта тема и эта личность.

4. Ваши поклонники в интернете наказали мне обязательно спросить про Дорна. Вы необыкновенно элегантны в этой роли. Как говорил Чехов, в «Чайке» - «семь пудов любви». Кого любит доктор Дорн? Самый сексуальный персонаж в пьесе, потому как все остальные мужчины в пьесе только и делают, что носятся со своими страданиями. А нравится ли вам эта роль? Насколько она вам близка? По человечески, и по мужски. Всё-таки это скол такого особого отношения к жизни, и к женщинам.

Да, всё правильно сказала. Все страдают, и только он один любит. Абсолютно верно. К слову, сам Чехов был любвеобилен, и сам пользовался большим успехом у женщин. Это такой букет! Это такие фамилии! Его и в Москве преследовали поклонницы, и в Ялте. Короче, естественно он пишет об этом. Кто такой Дорн? Можно играть обаятельного старикашку. Можно обаятельного дядю, играющего на гитаре и поющего куплеты. И то, и то, мне не очень. Да, мой Дорн моложавый. Да, он любит всех. Да, большой вопрос с кем он будет в следующий раз. Есть такое дело. Ну, преследует его Полина Андреевна, ну, бог с ней, ну хорошо. Вроде бы запрещает, вроде бы говорит, но всё равно она рядом. Ну, не может он совсем прогнать. Не может сказать: пошла вон! Такого быть просто не может. Он – врач, он акушер, женщин знает очень детально. Но вот приходит к нему Машенька. Он готов пожалеть, и не только пожалеть. Вот такой он, зараза. Вот тот танец, который я делаю, он был придуман на гастролях в Южной Корее. Там на Дорна зрители особенно живо реагировали. И вот на том повышенном зрительском внимании и родился этот танец. Остапа понесло, что называется. И вот этот танец он очень выражает. И суть персонажа, и моё к нему отношение. Да, ему 60. Но ему ещё всего 60! А не уже 60. Вот это ЕЩЁ я и играю. А все остальные пусть страдают. Пять пудов, семь, десять, пусть страдают. А он не будет страдать, он будет действовать.

5. Спектакль «На дне» на сегодня самый обсуждаемый зрителями. Он будоражит всех без исключения. Я, к примеру, могу смотреть его сколько угодно раз. Расскажите что-нибудь про своего Клеща? Приоткройте завесу. Что вам нравится в вашем персонаже? Есть что-нибудь?

Я скажу об ансамбле. Спектакль был тогда сделан к юбилею. Было 20-летие театра. Собрал Белякович под знамёна этого спектакля людей, которые с ним прошли уже не одну пятилетку. И мы все вместе сделали себе подарок – спектакль «На дне». И свершилось чудо. В моём личном рейтинге этот спектакль на втором месте. После «Трилогии». Мы практически «На дне» не репетировали. Он как будто сам шёл. Сцены сменяли друг друга. Режиссёр практически не довлел над нами, никаких «ты должен так», «а ты должна так». Всё было на любви. Её величество Любовь была в тот момент на площадке. И в зале. И всё получилось. Мне поначалу не хотелось играть Клеща. Я присмотрел себе другого персонажа, и даже не одного. А в результате достался Клещ. Какой я, к чёрту, Клещ? Он там сидит, вечно копается, руки грязные. Я сразу Романычу сказал тогда, я не буду ни в чём копаться, не будет у меня никаких грязных рук. Какой у меня Клещ? Вот у него жена умирает. Ну, что ходить и страдать? Плохой он? Хороший? Да, не знаю я. Нормальный он человек. Просто жизнь такая. Сколько блестящих актёрских работ было в этом спектакле! Для меня это была лучшая роль Вити Авилова. Вот когда он уходит и говорит: «Асанка, помолись за актёра!», мне всегда казалось, что он навсегда уходит. Что я его больше не увижу. Вот так он играл. Потрясающие были работы Валеры Афанасьева. Вячеслава Гришечкина. Серёжи Беляковича. Спектакль много поменялся с тех пор. Но вот вчера он шёл, и опять аплодировали стоя. Можно нагнать целый зал школьников, которым по школьной программе положено. Но ведь встать ты их насильно не заставишь. Аплодисменты после этого спектакля не похожи ни на какие другие.

6. Алексей Сергеевич, я слышала, вы много и с удовольствием читаете художественную литературу. Вот вы когда читаете, интрига художественной литературы она для вас сродни интриге драматургической? Встречаются персонажи, которых хотелось бы сыграть? Переводите ли прочитанное на язык своей профессии? Назовите кого-нибудь?

Да, я люблю это дело. Люблю зайти в книжный, покопаться, посмотреть что-нибудь новенькое. Хотя конечно говорят, «чем больше читаешь, тем больше понимаешь, как мало ты прочёл». Много хочется, но не успеваешь. Вот я сейчас взял Леонида Леонова. Читаю роман «Вор». Такой мастер описания! Так обтекаемо. Казалось бы советский писатель, а я вот оторваться не могу. Не быстро читается, но каков процесс! И, конечно, всё что читаешь – в профессиональную копилку. Кого бы хотел сыграть? Хлудова. Очень хотелось, чтобы Валерий Романович поставил «Бег». Очень хотелось сыграть. Такая мощь. Хотелось бы через себя прочувствовать. Давно уговариваю Валерия Романовича поставить. Это же про нас. Вся наша жизнь – бег.

7. Алексей Сергеевич, с каких лет вы себя помните? Или, вернее, ваше первое воспоминание о себе – оно какое?

Я – мальчик из центра. Центровой. Сразу в этом признаюсь и этим горжусь. Я – коренной москвич. По отцу, по деду. Я прошёл знаменитые коммуналки центра. Мой дом стоял, окруженный посольствами. В нашем дворе было Исландское посольство. Дом выходил окнами на Скатерный, а двором – на Хлебный. Я жил рядом с Никитскими воротами. Это такие улицы! Старый Арбат! Кропоткинская! Я жил в центре до 14-ти лет. Я помню как дед, который в своё время был царским офицером, а потом перешёл на сторону красных, он был кавалеристом. Я помню, как он меня держал на коленях. Я это помню, мне было где-то года три. Вот с этого я себя помню. И помню свой первый детсад. Он был на Садовом, напротив Американского посольства. Была какая-то заваруха, наверное, на Кубе, точно не помню. Помню, мы гуляем, а там вдруг стёкла стали биться, и нас воспитательница стала скорее уводить с Садового кольца во дворы, в арку, в переулки. Старая Москва. Я до сих пор люблю там погулять.

8. Вот вам дали премию в тысячу долларов. Не очень большая и не очень маленькая. Но условие такое, что должны потратить обязательно на себя. Ни на жену, дом, детей, а вот только на свои прихоти. На что потратите?

Откровенно. Пусть меня жена простит, поскольку на неё нельзя тратить. Я бы купил билет туда-обратно на самолёт до Вены. Прекрасный город, который я очень люблю. Я там, к сожалению, был всего два раза. И, к счастью, был целых два раза. Остальные деньги я бы потратил там. Я там погулял бы. Обязательно сходил бы на блошиный рынок. Там потрясающий блошиный рынок. Центр города. Где экипажи. Проехался бы в экипаже. Музеи. Тихие улицы, обязательно зашёл бы в какую-нибудь кафешку. Выпил бы кофе с пирожными. Как там люди сидят. Это культ. Это такая красота. Это театр. Люди там умеют зайти в кафе и отдохнуть. Уникальный город, я его безумно люблю. Я часто о нём думаю. Накупил бы сувениров. Один день всего. И вернулся бы в Москву. Я вернулся бы другой. Вот на это я потратил бы эту тысячу долларов.
Tags: Алексей Ванин
Subscribe

  • (no subject)

    Представляю нового завлита театра на Юго-Западе: http://teatr-uz-adm.livejournal.com/33678.html Ева Полякова, прошу любить и жаловать.

  • (no subject)

    Я ухожу из театра на Юго-Западе. Это был прекрасный, очень интересный и плодотворный год. Приношу свою благодарность, во-первых, всем вам, тем, кто…

  • "Куклы" в Нижнем Новгороде

    "(...) Помпонина. В какой-то степени остальным артистам у нас проще. Их можно сравнить только с труппой театра на Юго-Западе, и то это сложно,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments

  • (no subject)

    Представляю нового завлита театра на Юго-Западе: http://teatr-uz-adm.livejournal.com/33678.html Ева Полякова, прошу любить и жаловать.

  • (no subject)

    Я ухожу из театра на Юго-Западе. Это был прекрасный, очень интересный и плодотворный год. Приношу свою благодарность, во-первых, всем вам, тем, кто…

  • "Куклы" в Нижнем Новгороде

    "(...) Помпонина. В какой-то степени остальным артистам у нас проще. Их можно сравнить только с труппой театра на Юго-Западе, и то это сложно,…